Правовое регулирование деятельности по планированию семьи и репродукции человека
Репродуктивное здоровье - неотъемлемый элемент здоровья гражданина. Биологическая сущность любого живого существа проявляется именно через репродуктивную составляющую, через продолжение рода.
Человеческая цивилизация прошла разные этапы в регулировании репродуктивного поведения человека: от полного отсутствия воздействия на эту сферу человеческого бытия, до довольно жесткого влияния на рассматриваемую сферу посредством норм морали, религии и права.
Право на репродукцию и репродуктивное здоровье стало особо значимым феноменом в последнее столетие в связи с некоторым ослабеванием влияния религии и морали на поведение человека с одной стороны, а с другой - усилением роли права. Эти права стали получать закрепление не только в текущем законодательстве, но и на уровне конституций отдельных государств.
Еще больше проблема правовой регламентации отношений по поводу репродукции обострилась в последние десятилетия в связи с научно-техническим прогрессом, развитием биотехнологий, появлением практических возможностей человечества по воссозданию себе подобных в "искусственных" условиях. Искусственная инсеминация, донорство эмбриональных клеток, суррогатное материнство уже стали такой же повседневной реальностью. Активно ведутся научные разработки по клонированию человека.
Современный человек, современная семья, испытывая на себе давление социума, влияние различных факторов, уже не считают возможным для себя относиться к продолжению рода как случайному, а тем более, нежелательному явлению, что обусловливает развитие системы, получившей наименование "Планирование семьи". К беременности стали относиться как процессу регулируемому, обеспечивающему оптимальный вариант продолжения рода, исходя из особенностей здоровья пары, их жизненных планов, специфики трудовой деятельности и проч.
Естественно, что такая значимая сфера здоровья и жизнедеятельности человека, общественные отношения по поводу репродукции, не могут обойтись без адекватного правового воздействия.
В России в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан правовой регламентации подлежат: искусственное оплодотворение и имплантация эмбриона; искусственное прерывание беременности; медицинская стерилизация.
В соответствии со ст. 35 Основ, каждая совершеннолетняя женщина детородного возраста имеет право на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона.
Искусственное оплодотворение женщины и имплантация эмбриона осуществляются в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, при наличии письменного согласия супругов (одинокой женщины).
Сведения о проведенных искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также о личности донора составляют врачебную тайну.
Женщина имеет право на информацию о процедуре искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона, о медицинских и правовых аспектах ее последствий, о данных медико-генетического обследования, внешних данных и национальности донора, предоставляемую врачом, осуществляющим медицинское вмешательство.
Незаконное проведение искусственного оплодотворения и имплантации эмбриона влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 36 Основ, каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при сроке беременности до 12 недель, по социальным показаниям - при сроке беременности до 22 недель, а при наличии медицинских показаний и согласия женщины - независимо от срока беременности.
Искусственное прерывание беременности проводится в рамках программ обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность, врачами, имеющими специальную подготовку.
Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, а перечень социальных показаний - положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 37 Основ регулирует вопросы медицинской стерилизации. Медицинская стерилизация, как специальное вмешательство с целью лишения человека способности к воспроизводству потомства или как метод контрацепции, в соответствии с действующим законодательством, может быть проведена только по письменному заявлению гражданина не моложе 35 лет или имеющего не менее двух детей, а при наличии медицинских показаний и согласии гражданина - независимо от возраста и наличия детей.
Перечень медицинских показаний для медицинской стерилизации определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения.
Как можно убедиться, действующее российское законодательство в настоящее время регулирует лишь узкий круг проблем репродукции человека, и в первую очередь, регулирует репродуктивное поведение женщин, в то время как право на репродукцию принадлежит лицами обоего пола и обоим родителям.
Похожие работы: